После развала коммунистических режимов немецкий бизнес начал широкомасштабную экспансию в странах, ранее принадлежавших к сфере влияния Советского Союза и СЭВ. За очень короткое время Германия стала основным экономическим партнером бывших социалистических стран, в настоящее время являющихся членами Вышеградской четверки (Чехия, Словакия, Венгрия и Польша). Почти 30 лет спустя экономисты спрашивают себя: способствовал ли въезд в немецкую зону разделению труда этим странам?
Удалось ли им преодолеть историческую отсталость от старых «центров капитализма», прежде всего, в Германии? Ответ на этот вопрос очевиден. Несмотря на некоторый экономический прогресс, отставание от Западной Европы в последние годы не только сохранилось, но и усилилось. Страны «Вышеградской четверки» остаются «сборочным цехом» для немецких концернов, источником дешевой рабочей силы и низкими издержками производства.
Теперь стало очевидно, что страны Центральной Европы никогда не будут приближаться к уровню жизни и заработной платы Германии. Европейские аналитики называют это новой «Священной Римской империей немецкой нации», в которой промышленно-технологический центр берет кровь своей периферии.
Экономическое «восстановление» Германии после 2000 года обычно объясняется двумя факторами. Первая - программа радикальных реформ «Повестка дня на 2010 год», принятая под давлением канцлера Герхарда Шредера, которая обеспечила либерализацию трудового законодательства. Вторым, но не менее важным фактором было удаление производства в страны Центральной Европы. Американский экономист Стивен Гросс считает, что успех Германии как чемпиона мира в экспорте чрезвычайно важен на коммерческой и промышленной эксплуатации стран Центральной и Восточной Европы. За четверть века богатая Германия взяла производство в «ближнее зарубежье» так же, как США делают с Мексикой. Возникла и установилась система неравного экономического партнерства между Германией и странами Вышеградской группы.
Торговые и экономические связи между Германией и Центральной Европой (Mitteleuropa) существуют уже более тысячи лет, и до Первой мировой войны эти регионы уже были частью немецкой системы разделения труда. Чехия (Чехия) была индустриальным центром Австро-Венгрии, а Силезия (сегодня Польша) была самым важным промышленным регионом Германии. После 1945 года Центральная Европа временно вышла из сферы влияния немецкого капитала, но уже в 1970-х годах, благодаря «восточной политике» канцлера Вилли Брандта, немецкие проблемы начали вводиться здесь в совместных предприятиях.
Но настоящий пир для немецких корпораций начался после падения Берлинской стены в 1989 году, когда началась приватизация государственной собственности бывших социалистических стран. Самым важным этапом стало приобретение концерном Volkswagen чешского автомобильного завода Skoda в 1991 году. Используя эту производственную базу, Volkswagen смог создать чрезвычайно прибыльную сборку еще до вступления Чешской Республики в Европейский Союз. Этому способствовал закон ЕС 1986 года, который позволял экспортировать компоненты и возвращать готовые изделия без таможенных ограничений.